Правила работы над научной статьей

Общество >> 26.11.2020, 08:57

Написание научных статей – неотъемлемая часть образовательного процесса. Студенты с помощью публикаций демонстрируют свои способности, нарабатывают репутацию и, конечно, повышают рейтинг вуза. В дальнейшем их работы ложатся в основу дипломного исследования и помогают поступить в магистратуру.

Магистрантам статьи нужны для удачной защиты ВКР и прохождения в аспирантуру. Аспиранты же обязаны публиковаться в рецензируемых журналах, чтобы защитить диссертацию и получить ученую степень кандидата наук.

Понятие научной статьи

Научная статья – это краткое исследование, в котором освещается какая-либо проблема из выбранной научной сферы и предлагаются пути ее решения. Объем такой работы составляет 5-10 страниц. Ее текст должен быть уникальным – не ниже 70-80%.

В научной статье обязательно указывается ее актуальность и новизна, определяются цель и задачи, в конце приводятся выводы.

Актуальность – важность работы для конкретного времени, возможность ее использования для решения значимых научно-практических вопросов. Новизна – авторские утверждения и идеи, отличающие статью автора от других исследований в данной области.

Цель должна отвечать на вопрос «Для чего готовится работа?». Задачи – это пути воплощения цели, т.е. этапы, которые нужно пройти, чтобы достичь желаемых результатов.

Заключение составляется на основе полученного итога научно-исследовательской деятельности. В нем сообщается, удалось ли автору реализовать поставленную цель.

В исследовании должны соблюдаться общие требования к цитированию: к фрагментам, взятым из других научных трудов, обязательно прилагаются ссылки на источники заимствования (книги, журналы и т.д.).

Основные этапы написания

Работа над статьей состоит из 5 последовательных шагов:

  1. Выбор темы. Свежая и интересная тема – залог популярности публикации в научном сообществе. При самостоятельном подборе необходимо ориентироваться на узкоспециализированные дискуссионные темы.
    Если работа пишется в аспирантуре, обычно ее темой выступает один из частных аспектов кандидатской диссертации. Для конференции преподаватель может предложить готовый перечень тем, соответствующих ее научному направлению.
  2. Составление плана. План бывает простым (с заголовками 2 уровня) и сложным (с добавлением подпунктов к каждому заголовку). Желательно использовать именно второй вариант. Это поможет придерживаться логики и последовательности в изложении информации. План нужно согласовать с научным руководителем. Так он сразу поймет, в каком направлении будет продвигаться работа, и при необходимости внесет свои коррективы.
  3. Поиск журнала для публикации. Каждая статья опубликовывается в рецензируемом научном издании. Работы для конференций включаются в специальные сборники по итогам их проведения. Для других исследований место публикации автор подбирает самостоятельно. При этом студентам необходимо, чтобы выбранное издание входило в РИНЦ, а аспирантам – в ВАК.
  4. Подготовка текста. Статья пишется строго по плану, научным языком, с использованием профильной терминологии. В ней не должно быть речевых, логических, фактических, орфографических и пунктуационных ошибок.
  5. Вычитка научным руководителем. Готовое исследование отдается на проверку руководителю. Он может порекомендовать внести изменения, дополнить освещаемую информацию. Когда работа его полностью удовлетворит, руководитель составляет рецензию.